По свидетельству Абу Хурейра (да будет Аллах благосклонен к нему!), который передал нам слова Посланника Аллаха (да будет на нем благословение и мир Аллаха!):
Первым из тех, над кем будет произнесен приговор в День Воскресения (на Суд), будет тот, кто умер мученической смертью. Он предстанет пред Аллахом, и Он даст знать ему о Своих дарах, и он признает их1. (Всевышний) скажет: "И как ты распорядился ими?" И тот ответит: "Я сражался за Тебя, пока не умер мученической смертью". Но скажет (Всевышний): "Ты лжешь. Ты действительно сражался, но лишь для того, чтобы (о тебе) могли сказать: он храбр и отважен. Так о тебе и говорили".
И потом (по предписанию от Господа) будет нацелено протащить его лицом вниз2 (весь путь) к Огненному Аду и сбросить туда.
(Предстанет перед Господом и) другой человек, который занимался (научным и религиозным) знанием; учил этому (других) и (убеждал в этом) чтением Священного Корана. Он предстанет пред Аллахом и Аллах даст ему знать о Своих Дарах, и он признает их. (Всевышний) скажет: "Как ты распорядился ими?" И тот ответит: "Я учился (религиозному и научному) знанию и учил ему других, и я читал Коран, — (и все это) во славу Тебя и ради Тебя". (Всевышний) скажет: "Ты лжешь. Ты действительно учился (религиозному и научному) знанию, но лишь для того, чтобы (о тебе) могли сказать: он образован, знающ. И ты читал Коран, чтобы (о тебе) могли сказать: он — чтец Священного Корана. Так (о тебе) и говорили".
И потом будет повелело протащить его лицом вниз (весь путь) к Огненному Аду и сбросить туда.
Будет там и тот, кого Аллах щедро одарил богатством и кому предоставил всевозможные блага. Он предстанет пред Аллахом, и Он укажет ему на все эти дары, и тот признает их. (Всевышний) скажет: "Как ты распорядился ими?" И тот ответит: "Я не оставил (без внимания ни одного пути, на которые Ты заповедал расходовать средства) без того, чтобы расходовать на нем то, (чем я владел), и (все это) во имя и ради Тебя".
(Всевышний) скажет: "Ты лжешь. Ты делал это только для того, чтобы (о тебе) могли сказать: он щедр и великодушен, так (о тебе) и говорили".
Потом будет приказано протащить его лицом вниз весь путь к Огненному Аду и сбросить туда.
Муслим, ан-Нас'аи и ат-Тирмизи
1. Человек - как высшее создание Творца является объектом Господней любви и справедливости. Всевышний не только предоставляет ему бесценный дар жизни, но ставит ему на службу все земные, природные и небесные ресурсы (Коран, Сура 27, ст. 60-64), наделяет его рассудком, мощью тела и выносливостью духа, способностью строить суждения и извлекать уроки из опыта, - иными словами, одаривает его всем, что сделало бы его жизнь на земле комфортной и радостной. Единственно, что требуется от человека как объекта Господнего творчества, это блюсти Господний вероустав, который является тем единственным режимом, по которому четко, без малейших "пробоев" может функционировать механизм человеческой жизнедеятельности. Но человек возгордился и решил, что он сам может регулировать свою жизнедеятельность. Не в этом ли его величайший грех перед Творцом? Ведь губительные результаты этой гордыни везде вокруг нас - тяжелый экологический фон, полное разрушение семейного, социального и политического уклада, страшная гипертрофия нравственных норм и т.п.
2. Символическое описание униженности и оскорбления. Священный Коран:
Сура 54, cт. 48:
В тот День их по всему лицу
Через Огонь протащат (и прозвучит):
"Вкусите же прикосновенье Ада!"
"Лицо" - как символ личности, ср. "потерять (сохранить) лицо".
3. Букв. "читал Коран" - смысловое значение: для себя и для других, раскрывая смысл и толкуя.