По свидетельству Абу Хурейра (да будет Аллах благосклонен к нему!), который передал нам слова Посланника Аллаха (да будет на нем благословение и мир Аллаха!) о том, что Всевышний Аллах сказал:
Есть три категории людей, чьим Обвинителем1 Я буду в День Воскресения (на Суд): те, кто поклялся Моим именем и нарушил эту клятву2; тот, кто (сделал свободного человека рабом), продал его1 и потратил выручку; и тот, кто нанял себе работника, полностью использовал его рабочую силу и не заплатил ему за его труд.
Бухари и ибн Маджа
1. Букв. "противником".
2. Вопрос о клятвах однозначно решается в Кораническом вероуставе в Суре 5, ст. 89, где Господь настаивает:
1) на обязательном выполнении серьезно продуманной клятвы;
2) Господь не разрешает связывать себя серьезными клятвами, выполнение которых может повлечь за собой безнравственный поступок, - отсюда: назначение искупления. И, наконец,
3) если клятва уже дана, Господь настаивает на ее соблюдении как необходимом элементе порядочности духа; в противном случае - искупление. И все же приоритет - не упрямое соблюдение клятвы, а разумная праведность поведения и не использование клятвы для оправдания дурных поступков.
3. В Кор'ане выкуп раба и предоставление ему свободы - одно из самых важных добродеяний, рекомендуемых человеку к исполнению Самим Аллахом и, естественно, действие, противоположное этому (т.е. закабаление человека в рабство) - высоконаказуемый грех. См. Кор'ан:
Сура 2, ст. 177:
Не в том лежит благочестивость,
Чтоб на восток иль запад лик свой обратить,
А благочестъе в том,
Чтобы уверовать в Аллаха,
И в Судный День, и в ангелов Его,
В Писание святое, и в пророков;
Любя (свое добро), все же делиться им
И с тем, кто близок по крови,
И с сиротой, и с нищим,
И с путником, и с теми, кто взывает;
И дать рабам на откуп,
И по часам молитвы совершать,
Платить закат,
Скрепленный договор исполнить;
И стойким быть, и терпеливым
В несчастье и в страдании своем
Во все минуты страха и смятенья,
Таков лик праведных - предавшихся Аллаху!
Многие читатели наивно полагают, что рабство как социальное явление давно ушло в небытие. Отнюдь! Оно всего лишь "переоделось", приобрело другую форму и, на мой взгляд, еще более уродливую. Неужто не раб тот, кто не обладает свободой регулирования своей деятельности, своими поступками! Неужто не раб тот, кто не может открыто заявить о своих ценностных ориентациях, (включая конфессиональное предпочтение)! Неужто не раб тот, кто не может открыто настаивать на своем видении предмета и поступать соответственно! И, наконец, неужто не раб тот, кто всецело зависит от другого - того, кто в любой момент разом может лишить его всего: и пищи, и пития, и крыши над головой, всего-навсего отняв у него работу. И "выкуп раба" XX века предусматривает обеспечение его права на свободу отыскать себе место в жизни согласно своего видения, своих интересов, своего расположения духа и, наконец, своих умственных и физических возможностей. В противном случае, он - раб, но уже в гораздо более страшном смысле, чем, скажем, в ранне-средние века, ибо он вырос интеллектуально и отдает себе полный отчет в неадекватности своего положения, что и приводит его к бунту и, соответственно, к нестабильности общества в целом. Итак, в настоящее время мы являемся свидетелями массового претворения в жизнь того, против чего нас предостерегал в этом хадисе Всевышний: превращение человека в раба и использование продукта его труда в целях обогащения работодателя за счет неадекватной выплаты зарплаты (либо не выплаты ее вообще).