По свидетельству Абу Абдуллы ан-Ну'мана, сына Башира (да будет Аллах благосклонен к ним обоим: отцу и сыну!), который передал слова Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!):
То, что является дозволенным1, - очевидно (для каждого)2, как и то, что является недозволенным, - понятно (каждому). Но между этими двумя (уложениями) существует много неясных (моментов, вызывающих сомнение и неуверенность), о которых лишь немногие имеют представление3. А потому тот, кто сумеет избежать дел, (влекущих за собой) сомнительное4 решение, останется чист перед своей верой и честью. Также, кто не сможет противостоять сомнительному (решению дела), падет в запретное, подобно той овце, что пасется у заповедной черты5 и вот-вот ее преступит6.
Бухари и Муслим
1. Буквально - "является законным", где слово "закон" используется в его первозначном, богословском значении "дозволенного Богом", задолго до приобретения им значения юридической нормативы. Отсюда "незаконно" - то, что запретно Богом.
2. Понятно для всех и не требует дополнительных разъяснений.
3. В Коране в Суре 3, ст. 7 содержится прекрасное
толкование этого момента:
Он от Себя послал тебе святую Книгу,
Одни айаты в ней несут открытый смысл,
Собой являя как бы, матерь Книги.
Другие - скрыты в толковании своем.
Но те, (чье сердце по земле) в грехах (блуждает),
Желая смуты, измышляют смысл скрытый,
Кой недоступен никому, кроме Аллаха.
А те, чьи знания глубоки, говорят:
"Мы веруем в (святую) Книгу,
Чей мудрый дух завещан нам от Бога,
И весть ее способен охватить
Лишь тот, чей разум светел".
Сура 2, ст. 255 еще полнее уточняет этот смысл:
Он ведает все, что творенья Его испытали,
И то, что за ними наступит вослед,
И им из мудрости Его
Назначено познать лишь то, что Он дозволит.
4. "Сомнительное" с точки зрения "праведности" как Господнего критерия оценки любого действия.
5. "Заповедная черта" - это то, что отделяет сакральное от светского, священное от мирского.
6. Вторжение невежества (и отсюда - неверия) в область сакрального (священного) непозволительно и является недозволенным преступлением Господних пределов.