| Предыдущая | Содержание | Следущая |
Хадисы Пророка
ХАДИС 90
По свидетельству Абу 'Аббаса Абдуллы, сына 'Аббаса (да будет
Аллах благосклонен к ним обоим: отцу и сыну!), который сказал:
Однажды я сидел за спиной Пророка (да благословит его Аллах
и приветствует!), и он сказал: "О юноша, я дам тебе наставление
следующими словами: помни об Аллахе - и Он, помня о тебе, защитит тебя;
помни об Аллахе - и ты почувствуешь1, что Он перед тобой. Если
ищешь ответа на вопрос2, спрашивай у Бога; если ищешь помощи,
взывай о ней к Нему и знай, что если весь мир3 объединится (в своем
желании) облагодетельствовать тебя, он одарит тебя лишь тем, что Аллах тебе
уже назначил; и знай, что если весь мир объединится, чтобы причинить тебе зло,
то он навредит тебе лишь тем, что Аллах уже тебе предписал4, - ибо
Перо уже оторвано (от бумаги) и чернила (давно) просохли".
Ат-Тирмизи
1. Букв. "найдешь", "увидишь".
2. Букв. "спрашиваешь".
3. Букв. "народ", "люди",
"община".
4. Так как данный хадис поднимает столь
часто дискутируемый вопрос о Господнем предопределении, мне бы хотелось
предложить читателю блестящее исследование по этому вопросу мужей богословия:
Основатель мутазилизма Басил бен Ата (700-749 гг.) говорит, что внешние
обстоятельства жизни человека предпосланы Богом, но поступки свои человек
творит сам. Знаменитый аль-Халладж (858-922 гг.) утверждал, что существует
два начала: 1) вечное веление Аллаха совершать добро и 2) сотворенная Аллахом
воля, которая позволяет человеку совершать зло; таким образом Аллах испытывает
человека. Халладж в некоторой степени предвосхитил Аш'ари (умер в 935 г.) -
создателя доктрины "касб(а)" в суннитском богословии, согласно
которой любой поступок человека совершается по воле Бога и человек несет
ответственность перед Богом за совершенный поступок только в том смысле,
что Аллах, испытывая его, лишь предлагает совершить то,или иное действие,
предоставляя ему свободу выбора поступка. Критерием праведности либо
греховности поступка служат Коран и Сунна. Осудить дурной поступок отнюдь
не означает выступить против Бога, Который якобы предопределил его; цель
предоставления выбора дурного - проверить, испытать человека на
"практическое" благочестие. Поэтому природу зла нужно искать в воле,
дарованной человеку Господом, который по самому естеству Своему добр.
"Когда люди непреодолимо упорствуют в неверии - это значит, что они
осуждены на гибель всеведущим Богом, Который, зная, что они в глубине души
своей бесповоротно предпочли зло добру, не заботится более об их спасении,
а, напротив, для Своих провиденциальных целей ожесточает еще более сердце их
(все равно уже ожесточенное и погибшее). Этих, по самому естеству своему
бесповоротно неверных, Господь может заставить уверовать лишь Своим волевым
решением; но в отказе Всевышнего делать это и заложена идея свободы выбора
человека, свободы его предпочтений, а отсюда - Господний Суд над предпочтившими
зло и осуждение их на вечные муки Ада в позоре и бесчестии". -
Вл. Соловьев. "Магомет. Его жизнь и религиозное учение".
СПб., 1896 г.
Существует еще одна версия данного хадиса:
|
| Предыдущая | Содержание | Следущая |