| Предыдущая | Содержание | Следущая |
Хадисы Пророка

ХАДИС 90

По свидетельству Абу 'Аббаса Абдуллы, сына 'Аббаса (да будет Аллах благосклонен к ним обоим: отцу и сыну!), который сказал:

Однажды я сидел за спиной Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!), и он сказал: "О юноша, я дам тебе наставление следующими словами: помни об Аллахе - и Он, помня о тебе, защитит тебя; помни об Аллахе - и ты почувствуешь1, что Он перед тобой. Если ищешь ответа на вопрос2, спрашивай у Бога; если ищешь помощи, взывай о ней к Нему и знай, что если весь мир3 объединится (в своем желании) облагодетельствовать тебя, он одарит тебя лишь тем, что Аллах тебе уже назначил; и знай, что если весь мир объединится, чтобы причинить тебе зло, то он навредит тебе лишь тем, что Аллах уже тебе предписал4, - ибо Перо уже оторвано (от бумаги) и чернила (давно) просохли".

Ат-Тирмизи

1. Букв. "найдешь", "увидишь".

2. Букв. "спрашиваешь".

3. Букв. "народ", "люди", "община".

4. Так как данный хадис поднимает столь часто дискутируемый вопрос о Господнем предопределении, мне бы хотелось предложить читателю блестящее исследование по этому вопросу мужей богословия: Основатель мутазилизма Басил бен Ата (700-749 гг.) говорит, что внешние обстоятельства жизни человека предпосланы Богом, но поступки свои человек творит сам. Знаменитый аль-Халладж (858-922 гг.) утверждал, что существует два начала: 1) вечное веление Аллаха совершать добро и 2) сотворенная Аллахом воля, которая позволяет человеку совершать зло; таким образом Аллах испытывает человека. Халладж в некоторой степени предвосхитил Аш'ари (умер в 935 г.) - создателя доктрины "касб(а)" в суннитском богословии, согласно которой любой поступок человека совершается по воле Бога и человек несет ответственность перед Богом за совершенный поступок только в том смысле, что Аллах, испытывая его, лишь предлагает совершить то,или иное действие, предоставляя ему свободу выбора поступка. Критерием праведности либо греховности поступка служат Коран и Сунна. Осудить дурной поступок отнюдь не означает выступить против Бога, Который якобы предопределил его; цель предоставления выбора дурного - проверить, испытать человека на "практическое" благочестие. Поэтому природу зла нужно искать в воле, дарованной человеку Господом, который по самому естеству Своему добр. "Когда люди непреодолимо упорствуют в неверии - это значит, что они осуждены на гибель всеведущим Богом, Который, зная, что они в глубине души своей бесповоротно предпочли зло добру, не заботится более об их спасении, а, напротив, для Своих провиденциальных целей ожесточает еще более сердце их (все равно уже ожесточенное и погибшее). Этих, по самому естеству своему бесповоротно неверных, Господь может заставить уверовать лишь Своим волевым решением; но в отказе Всевышнего делать это и заложена идея свободы выбора человека, свободы его предпочтений, а отсюда - Господний Суд над предпочтившими зло и осуждение их на вечные муки Ада в позоре и бесчестии". - Вл. Соловьев. "Магомет. Его жизнь и религиозное учение". СПб., 1896 г.

Существует еще одна версия данного хадиса:

| Предыдущая | Содержание | Следущая |
Hosted by uCoz