По свидетельству 'Адийа ибн Катима (да будет благосклонен к нему Аллах!), который сказал:
Я был с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!), и к нему пришли два человека. Один из них все жаловался на нужду, а второй - на разбойнические набеги. Что касается разбойничества, - сказал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!), - то оно продлится недолго - всего лишь до тех пор, пока караваны будут отправляться в Мекку без охраны. А что касается бедности, то Час1 не наступит до тех пор, пока любому из вас не придется искать бедняка, который принял бы от вас милостыню. И тогда кто-нибудь из вас непременно предстанет пред Аллахом, и между вами и Им не будет ни завесы2, ни того, кто бы переводил для Него3. Тогда Аллах скажет ему: "Разве не дал Я тебе (всевозможные) богатства?" И он ответит: "Дал". И скажет Аллах: "Разве Я не направил вам Своего Посланника?" И он ответит: "Да, (направил)". И он посмотрит направо и не увидит ничего, кроме пылающего огнем Ада. Тогда он посмотрит налево и вновь не увидит ничего, кроме пылающего Огня. А потому, (находясь все еще на земле,) пусть каждый из вас (попробует) хоть чем-то защитить себя от (карающего) Огня, будь то хлебной крошкой4, а если и ее не будет, тогда хотя бы добрым словом.
Бухари
1. Это тот самый "Час", о котором так много предупреждает Священный Кор'ан:
Сура 7, cт. 187:
Они тебя о Часе вопрошают:
Когда назначен ему срок?
Скажи им: "Знание сего - у моего Владыки.
Кроме Него никто не может срок его открыть".
(См. также Суру 79, ст. 42-44, С. 42, ст. 17-18, С. 41, ст. 47, С. 15, ст. 85.)
Вселенная есть материальное творение - деяние Творца. Материальное творение уже с момента своего создания подчиняется неизменным законам становления и распада. То, что мы называем законами диалектики природы, - не что иное, как творческая Воля Аллаха, что, воплощаясь в деяние, непрестанно созидает и разрушает миры. Вечен и непрестанен круговорот творения в неуклонном становлении, распаде и возрождении Момент начала распада каждого небесного тела точно определен. Независимо от состояния небесного тела и его обитателей существует совершенно определенная точка, в которой должен произойти процесс его распада.
См. Кор'ан:
Сура 7, ст. 185:
Ужель не обращали они взоров
На вышнюю управу небом и землей
И всем, что создано Аллахом,
На то, что, может быть, идет к концу
Предел их, (что назначен Богом)?
Итак, Час распада неотвратим, и тогда наступит Час для каждого человека; если он уверил в Истину и устремлен к Духовному, то, пройдя уже здесь, на земле, через испытания, через жернова вещественности, он предстанет чистым перед лицем Творца своего, независимо от того, как он согрешил когда-то. Не уверовав, он останется прикованным к вещественности, будет ввергнут в распад вместе с нею и будет навечно стерт с Лица Жизни. То, что Коранический Час - чисто метафоричен, легко понятно каждому, ибо в Мироздании наше земное представление о Часе выльется в тысячелетия. И здесь глупо говорить об ударах или испытаниях судьбы. Всякая борьба, всякое страдание - суть прогресс. Ими людям предоставляется возможность стереть следы былых прегрешений, ибо ни единого гроша не отпустится никому просто так - в этом нерушимый закон Справедливости Творца, ибо в Творении Его действует Вечный Закон - "Закон Дел": получить можно только при добровольном даянии.
2. "Завеса", безусловно, метафорична - речь идет о незримом, но постоянном присутствии Творца близ уверовавшего в Него в условиях земной реальности (см. Кор'ан, Сура 2, ст. 186; Сура 42, ст. 51). В этом хадисе речь идет о том, что в День Воскресения на Суд каждый человек узрит Господа Бога, Творца своего, когда предстанет перед Ним держать ответ за содеянное.
Сура 2, ст. 186:
Когда же вопрошают обо Мне
Тебя служители Мои,
Я рядом нахожусь
И внемлю каждому призыву,
Когда ко Мне в молитве он взывает,
Пусть и они призыву Моему послушны будут
И пусть уверуют в Меня.
Чтоб праведным путем могли идти.
Сура42,ст.51:
И человеку не дано,
Чтобы Аллах с ним говорил
Иначе, как чрез откровенье,
Или чрез завесу,
Или послав посланника к нему,
Кто с изволения Господня
Ему откроет Его волю.
3. Творец безусловно понимает все языки земных цивилизаций, развившиеся по ходу времени из протоязыка первого человека и построенные на той языковой матрице, которой Всевышний обучил человека. См. хадис 36, прим. 2.
Сура 2, ст. 31:
И обучил Адама Он
Названиям всего, что суще.
4. В оригинале в этом месте употреблена арабская идиома для обозначения абсолютно малого количества - букв. "половинка финика".