По свидетельству Анаса (да будет Аллах благосклонен к нему!), который передал нам слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!):
Верующие соберутся в День Воскресения и скажут: не попросить ли наш кого-нибудь предстательствовать за нас1 перед (лицем) Господа?
И тогда придут они к Адаму и скажут: ты - прародитель всех людей. Аллах сотворил тебя Своей Рукой и заставил ангелов поклониться тебе, и Он научил тебя названиям всех вещей и понятий2, а потому предстательствуй за нас перед (лицем) Господа твоего, чтобы Он мог вызволить нас из того места, где мы сейчас находимся.
И Адам скажет: я не в состоянии (сделать это), и он напомнит о своем грехопадении3, и устыдится, и скажет: пойдите к Нуху (библ. Ной), ведь он первый посланник, которого Аллах послал к обитателям земли.
Итак, они придут к Нуху, и он скажет: я не в состоянии (сделать это). И он напомнит о том, что он попросил Господа своего о нечто таком, о чем он не имел должного представления4, и он устыдится и скажет: пойдите к ханифу Милосердного5.
Итак, придут они к Ибрахиму, и он скажет: я не в состоянии (сделать это). Пойдите к Мусе (библ. Моисей), рабу Господнему, с кем Аллах вел беседу6 и кому Он дал Тору.
И придут они к Мусе, и он скажет: я не в состоянии (сделать это). И и напомнит, что он лишил человека жизни не в оплату за другую жизнь7, и он устыдится Господа своего и скажет: идите к Исе8, служителю Господнему и посланнику Его, кто был Словом9 и Духом10 Аллаха.
И придут они к Исе, и он скажет: я не я состоянии сделать это. Идите к Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует!), служителю Госоднему, которому простил Аллах все его прегрешения, прошлые и будущие.
Итак, они придут ко мне, и я сразу же начну просить разрешения на встречу с Господом моим, и разрешение будет дано. И когда я предстану перед моим Владыкой, я паду ниц перед Ним, и Он продержит меня в таком положении столько, сколько пожелает, а затем (мне) будет велено: "Подними свою голову, проси - и твоя просьба будет удовлетворена; говори - и ты будешь у слышан; предстательствуй (за кого-либо) - и твое предстательство будет принято". И я подниму голову и воздам Ему ту хвалу, которой Он меня научит. И потом я начну предстательствовать (за них), и Он установит мне тот предел (их количества), которые будут допущены в Рай по моему (предстательству). И потом я вновь вернусь к Нему, и, когда увижу Владыку моего, вновь (паду ниц) перед Ним, как прежде, и буду предстательствовать, и вновь Он назначит мне предел (допущенных в Рай). Потом я вернусь к Нему и в третий, и в четвертый раз и, наконец, скажу: в Аду остались лишь те, кто приговорен Священным Кор'аном11 пребывать там навечно.
Бухари, Муслим и ат-Тирмизи
Этот хадис был передан Бухари, Муслимом, ат-Тирмизи и Ибн Маджа, но Бухари дает свою версию его окончания:
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: из Огненного Ада выйдет тот, кто скажет: нет другого божества, кроме Бога Единого, имя которому Аллах, и в чьем сердце есть добро весом в ячменное зерно; и выйдет из Ада тот, кто скажет: нет другого божества, кроме Бога Единого, имя которому Аллах, и в чьем сердце есть добро весом в пшеничное зерно; и выйдет из Ада тот, кто скажет: нет другого божества, кроме Бога Единого, имя которому Аллах, и в чьем сердце есть добро весом в одну былинку12.
Бухари
1. Представлять чьи-либо интересы
(на суде), ходатайствовать за кого-либо.
[к тексту хадиса]
Сура 2, ст. 31:
И обучил Адама Он
Названиям всего, что суще.
В настоящее время исследования крупнейших филологов
мира (в том числе и российских: см. блестящие филологические исследования
известного российского арабиста-филолога Н.Н. Вашкевича "Утраченная
мудрость" и "За семью печатями") начинают сходиться на том,
что этим протоязыком, послужившим матрицей, на которой диалектически
строились в пространственно-временном измерении все языки мира, был
арабский язык.
[к тексту хадиса]
3. О вкушении запретного плода см. Кор'ан:
Сура 7, ст. 22:
И, обольстив их, он их совратил.
Когда они от древа (плод) вкусили,
Открылась им срамная (суть) их наготы,
(И, чтоб прикрыть ее,) они из листьев Сада
Стали плести себе (одежды).
И вот тогда воззвал к ним Бог:
"Не Я ли запретил вам это древо?
Не Я ли вас предупреждал,
Что Сатана - вам враг заклятый?"
[к тексту хадиса]
4. Речь идет о мольбе пророка Нуха (библ.
Ной) к Господу спасти его сына от потопа; Господь Своим Всеведеньем знал, что
сын Нуха - безнадежно неверующий грешник, и посему отклонил просьбу Нуха.
(См. Кор'ан, Сура 11, ст. 45-46).
[к тексту хадиса]
5. Имя пророка Ибрахима (библ.
Авраам) в мусульманском богословии, как правило, сопровождается эпитетами
"ханиф" - "верный", "халиль" -
"любимец (Бога)".
[к тексту хадиса]
Сура 20, ст. 12-13:
Поистине, Я - твой Господь.
Сними же обувь ты с себя,
Ведь ты - в святой долине Тува.
Тебя избрал Я -
Слушай же, что Я внушением тебе вменяю.
См. прим. 10 ниже.
[к тексту хадиса]
7. Будучи еще юношей, Муса стал свидетелем
жестокого обращения египтян с евреями. В один из моментов особой жестокости,
не сдержав своего гнева, Муса напал на обидчика, убил его и закопал в землю,
после чего долго скрывался от наказания.
[к тексту хадиса]
8. Библ. Иисус Христос.
[к тексту хадиса]
Сура 3, ст. 45:
И вспомните, как ангелы сказали:
"Марйам, Бог шлет тебе благую весть о Слове от Него,
Имя которому Мессия Иса, сын Марйам,
Кто будет славен в этом мире и в другом, -
Один из тех, кто к Господу приближен".
[к тексту хадиса]
10. См. Кор'ан:
Сура 2, ст. 253:
И Исе, сыну Марйам,
Мы даровали ясные знаменья,
И Дух Святой для укрепления (пророчества) его.
Сура 5, ст. 110:
И скажет Бог: "О Иса, сын Марйам!
Ты вспомни о Моем благоволенье
К тебе и к матери твоей,
Когда Я Духом укрепил тебя Святым...".
[к тексту хадиса]
11. Речь идет о грешниках, нарушивших Коранические заповеди первого порядка: поклонение "соучастникам" Бога (т.е. Его пророкам, посланникам), пришедшим с посланнической миссией; идолопоклонничество; политеизм в любом проявлении; лишение человека жизни не в оплату за другую жизнь.
См. Кор'ан:
Сура 2, cт. 178:
О вы, кто верует!
Предписано вам право
За смерть (убитых близких) отплатить.
Но тот, кому собратом будет прощено,
Благодеянием разумным должен возместить.
Сие для вас - Господне облегчение и милость.
[к тексту хадиса]
12. "Зерра" используется не
только для обозначения абсолютно малого веса, но и со значением
"атом".
[к тексту хадиса]