По свидетельству Абу Хурейра (да будет Аллах благосклонен к нему!), который передал нам слова Посланника Аллаха (да будет на нем благословение и мир Аллаха!):
Когда сотворил Аллах Рай и Ад, Он послал (ангела) Джибрила в Рай и сказал: "Посмотри на него и на то, что Я приготовил там для его обитателей".
Итак, - продолжал (Пророк), - (ангел) пришел в Рай, посмотрел на него и на то, что Аллах приготовил там для его обитателей. Потом вернулся к Господу и сказал: клянусь славой Твоей1, никто, заслышав о нем, (не сможет не возмечтать о том), чтобы войти в него.
Тогда Господь приказал окружить (Рай) ненавистными2 человеку тяжкими подступами и молвил: "Вернись в него, (Джибрил!), и посмотри на то, что Я приготовил в нем для его обитателей".
Итак, вернулся Джибрил в (Рай), - продолжал Пророк, - и обнаружил, что он весь окружен тяжкими и ненавистными подступами. Тогда он вернулся к Господу и сказал: клянусь славой Твоей, боюсь ни один (человек) не сможет войти в (Твой Рай)3.
(Господь) сказал: "Пойди в Ад, посмотри на него и на то, что Я приготовил в нем для его обитателей". (Итак, отправился Джибрил в Ад) и там обнаружил, что он состоит из наложенных друг на друга пластов4. Вернулся он к Господу и сказал: клянусь славой Твоей, ни один (человек), услышав о нем, (не сможет не сделать все всевозможное), чтобы избежать его. Тогда Господь приказал окружить (Ад) манящими прелестями (человеческих) страстей5 и затем сказал: "Вернись в него!" И вернулся (Джибрил) в него, и сказал: клянусь славой Твоей, ни один (человек) не сможет (противостоять соблазну) войти в него.
Бухари, Малик, ан-Нас'аи и Абу Дауд
1. Обратите внимание, что ангел Джибрил клянется не именем Господа, против чего имеется настоятельное указание в Кор'ане и хадисах, а атрибутом Божественной сущности (в данном случае: всеславием Господним).
2. Араб. "макарих" букв, означает "все, что ненавистно природе и чувствам человека".
3. Мудростью Господней вхождение в Рай станет посдедним испытанием на благочестие - отягощенное для человека всем, к чему человек исконно питает неприятие на грани отвращения, оно станет не только последним звеном из прошлого, но и первой ступенькой в вечную благодать Господнего Рая.
4. Пласты (или, если хотите, слои) Ада символизируют степени нарастания адских мук в порядке "сверху-вниз" - в дьявольскую преисподнюю на вечное пребывание в ней.
5. Вхождение в Ад превратится как бы в заманивание безнадежно неверующих грешников, нарушивших Господни заповеди первого порядка (см. хадис 36, прим. 11) соблазнами знакомых им земных страстей, которым они не смогли противостоять на земле и уж наверняка не смогут противостоять сейчас (на небе).